среда, 29 апреля 2009 г.

Игра под названием Жизнь

Так уж устроена жизнь, что не часто нам выпадают мгновения подлинной близости, к тому же человеческая психика не выдерживает огромного напряжения, связанного с некоторыми формами близости, поэтому, по большей части, жить в обществе – значит играть в Игры.
Эрик Берн


Вы когда-нибудь задумывались: почему человек в следующую секунду может повести себя совершенно не так как от него ожидают? Вдруг в нем проявляются детские черты или родительское начало, вот он по-взрослому рассуждает, но происходит какой-то сдвиг и вывод кажется по-детски глупым! Эти перемены в людях очень хорошо видны при близком знакомстве, иногда такие перемены могут вывести вас из себя, но здесь на ум приходит тогда такой вопрос: а как же веду себя Я? Может также дрейфую между Ребенком, Родителем и Взрослым, заметно ли это со стороны? Проходит время, и вы уже на собственном опыте можете сказать – да, так оно и есть.

В каждом из нас есть Взрослый, Ребенок и Родитель. Это состояния Я, в которых мы можем пребывать. Например, мы находимся в шутливом расположении духа – Ребенок, мы кого-то наставляем, говорим, как лучше и правильнее делать – Родитель, объясняем и показываем, как делать и трезво оценивать результаты – наш Взрослый. Человек может не замечать, что он переходит из одного состояния в другое, а вот окружающие могут, например, следя за движениями тела, они могут прочесть вас как раскрытую книгу и узнать – в какой личности на настоящий момент вы находитесь. В большинстве случаев срабатывает психологическая защита от попыток вторгнуться в наш сценарий, в то, чему нас научили родители и что мы считаем своим.

В детстве до 6 лет нас учит преимущественно мама. Она играет с нами в разные игры. Вы можете их припомнить: учит ходить на горшок, быть хорошей девочкой или мальчиком, кушать вовремя, вовремя ложиться спать, ходить в садик и не капризничать и т.д. Когда мы идем в школу в 7 лет – у нас уже есть сценарные игры – те игры, в которые мы любим играть, в школе мы учим новые игры, старые же претерпевают модификацию – они становятся либо более жестокими и деструктивными, либо выступают в более конструктивной форме, могут быть заменены, могут исчезнуть, но на их место придут другие. В большинстве своем мы можем доверять только близким друзьям, а близких друзей не бывает много – один или два, в результате можем быть открыты лишь в процессе общения только с близкими людьми, поэтому со всеми остальными мы играем в игры, надевая те или иные маски.

Как отец, так и мать дают нам сценарий, по-которому мы пойдем по жизни: сценарий неудачника, не победителя и победителя. В юном возрасте пробуем его реализовать, но если нам сценарий не нравиться, то мы бунтуем. Всем хорошо известен юношеский максимализм и бунт против своих родителей, однако в таком случае мы лишь выворачиваем свой сценарий наизнанку, реализуя антисценарий, но ведь это тоже сценарий. Например, нам уготовано стать третьим в роду акушером, а мы этого не хотим, однако наши родители говорят нам: Будь хорошим мальчиком (девочкой) и показывают, как быть акушером. Душа человека может быть устремлена к своей мечте, а ей говорят и приказывают: будь акушером. Так мы получаем уготованный нам сценарий.

Этот сценарий плетут нам не только мать и отец, но и дедушка с бабушкой, все ваше древо создает определенный уклад в жизни и на протяжении нашего взросления наши родные вкладывают в повседневной основе в наше сознание и подсознание эту программу развития. Если эта программа нравится, то это не беда, а скорее радость, а если нет? Что же делать тогда? Эрик Берн в своих книгах «Игры в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» показывает, как психотерапевт последовательно и непринужденно расспрашивая человека, составляя его сценарий, дает ему освобождение от Родительских предписаний, дает защиту в своем лице Ребенку, живущему в нас, дает свободу. Тоже проделывает терапевтическая группа. Но что может сделать сам Человек, чтобы определить свой сценарий? Во-первых, он может назвать свою любимую сказку. Да, да, не удивляйтесь. В детстве наши любимые сказки западают к нам в подсознание и там оседают, а мы даже не замечаем, что эти любимые сказки ложатся в основу нашего сценария. Во-вторых, по тем словам, которые он использует в речи можно определить принадлежность человека к победителям (принцам или принцессам), не победителям и проигравшим (лягушкам). В- третьих, по тем играм, в которые он играет, например, человек может играть в игру «Алкоголик» или же в конструктивную игру «Рад помочь».

В любом случае человек имеет какой-то сценарий от своих родителей, формирую окружающую реальность под этот сценарий. Освободится от сценария можно в рамках как теории игр: получив разрешение оставить сценарий от терапевта и его психологическую защиту, либо использую методики изменения реальности, например трансерфинга. Прочитав книги Эрика Берна вы найдете ответ на вопрос: почему я такой, кто и как меня программировал, какой у меня сценарий и декорации, к чему я приду, следуя этим путем, в какие игры я играю, что я получаю от этих игр. Книги «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры» дают понимание основ: где мы находимся на линии жизни, как нас туда занесло. Ответ на вопрос: что делать, чтобы переломить ситуацию, как добиться кажущегося невозможного, как достичь успеха, удачи, получить наслаждение от жизни, выбрать свой сценарий и расставить свои декорации будет изложена в статье, посвященной Трансерфингу.

Скачать Люди, которые играют в игры
Скачать Игры, в которые играют люди

Комментариев нет:

Отправить комментарий